«Традиционные общешкольные мероприятия».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сегодня, когда материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому школа, как никогда, призвана решать вопросы воспитания личности.
Дети специальных школ-интернатов имеют ещё ряд особенностей. Для них характерны стойкий интеллектуальный дефект в сочетании с нарушениями восприятия, внимания, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, моторики, поведения. Обучение и воспитание таких детей построено на принципах коррекционно-развивающей направленности.
Осуществляя воспитательный процесс, анализируя правильность выбранных форм и методов работы, мы пришли к выводу, что традиционные общешкольные мероприятия, как никакие другие, способствуют решению одновременно нескольких задач.
Во-первых, в школах — интернатах остро стоит проблема занятости детей и подростков. Система общешкольных мероприятий способна обеспечить организацию активной интересной деятельности. Подготовка к значимым (а именно таковыми они являются) мероприятиям предполагает большие затраты времени (занятость), а желание участия в них обеспечивается под воздействием атмосферы всеобщей заинтересованности и активности. Кроме того, большинство таких мероприятий имеют конкурсную основу, и одним из условий является максимальное количество участников класса.
Во-вторых, нарушения восприятия, внимания, памяти затрудняют усвоение воспитанниками нового материала. Творческие общешкольные мероприятия, являясь предметом ярких разнообразных образов, призваны не только благотворно влиять на восприятие детей, но и непринуждённо обогащать память и интеллект ребёнка новой информацией.
В-третьих, трудно переоценить влияние таких мероприятий на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Умелое сочетание в ходе мероприятий музыки, танца, пения, слова, ярких образов и других спецэффектов не может не тронуть тонкую детскую душу. Вызвать эмоциональные переживания способен и сам процесс вливания ребёнка в подготовку мероприятия. Ведь при распределении ролей важно не только не занизить способности «активистов», но главное вовлечь малоактивных робких и, как правило, ранимых детей, а также детей «группы риска», для которых публичная демонстрация противоправного поведения психологически легче, чем публичное творческое выступление. И потом, разучить песню, изготовить поделку или сыграть роль не так-то просто. Для этого потребуются огромные волевые усилия.
В-четвёртых, воспитание таких качеств как коллективизм, ответственность происходит через стремление каждого ученика к единому положительному результату. Таковым может являться победа в конкурсе.
В-пятых, в процессе подготовки к мероприятию развиваются способности детей к творческой и трудовой деятельности. Для последующей самостоятельной жизни недостаточно дать ребёнку прочные знания в каком-либо направлении трудовой деятельности, не воспитав при этом усидчивость, целеустремлённость, уважение к результатам труда других людей. А эти качества воспитываются в том числе и через общешкольные мероприятия.
Речевое развитие является одним из основных аспектов воспитания и обучения. А в ходе подготовки мероприятий область его просто безгранична. Сценическая речь всегда более правильная, эмоционально окрашенная, интонационно выразительнее.
Помимо общих задач каждое мероприятие решает ещё свои воспитательные.
В связи с тем, что роль общешкольных мероприятий в развитии и коррекции личности воспитанников так велика, было принято решение расширить область традиционных общешкольных мероприятий за счёт увеличения их количества и разнообразия видов.
С помощью презентации я попытаюсь кратко ознакомить вас с теми мероприятиями, которые проходят у нас в школе.
В школах традиционными школьными мероприятиями, как правило, считаются линейки 1 сентября, день Учителя, праздники 8 марта, 23 февраля, Новый год, Масленица. Но они отличаются однообразием композиций. Мы ввели у себя в школе новые, ставшие традиционными мероприятия.
Фестиваль театральных постановок проходит в нашей школе уже более 15 лет. Каждый класс готовит спектакль по своему выбору (тему фестиваля мы не обозначаем). В течение последних 3-х лет ввели в традицию начинать фестиваль постановкой в исполнении педагогов. Это является образцом театрального мастерства (хотя и на уровне самодеятельности), а так же побуждает воспитанников к активному участию.
Смотр художественной самодеятельности так же является традиционным мероприятием уже более 15 лет. Это не только демонстрация уже имеющихся талантов воспитанников в области пения, танцев, чтения стихотворений, но и с каждым разом раскрытие новых. В отличие от театральных постановок смотр художественной самодеятельности ежегодно посвящен определенной теме. Она диктуется событиями в стране и крае либо бывает заявлена краевыми или районными смотрами.
Фестиваль юных знатоков Забайкалья прошёл в школе уже трижды. «Особенности национальных культур Забайкалья» -такой стала тема первого фестиваля. Каждый класс представлял особенности одной из народностей (национальностей), проживающих в Забайкалье: эвенки, тунгусы, буряты, чикойцы и другие. Второй год проведения была выбрана тема — «Казачество». Классы получили задание представлять одну из особенностей казачьей культуры: быт казаков, обряд посвящения в казаки, песни, танцы…Третий год посвятили «Особенностям русской национальной культуры». И вновь каждой группе свое задание- быт, традиции, одежда, песни, танцы, фольклор…
«Песня — душа народная»- под таким девизом в прошлом году впервые прошел конкурс русской песни, который без сомнения было решено внести в число традиционных школьных мероприятий.
Фестиваль кукольных театров так же прошел в прошлом году впервые. Идеей его проведения стало объявление о проведении в краевом театре кукол конкурса кукольных театров среди учащихся школ. Организация школьного отборочного тура настолько поразила разнообразием театральных постановок и видов театра, что просто невозможно было не включить данное мероприятие в число традиционных. Дополнительным стимулом к этому стал результат краевого выступления- диплом 2 степени.
Смотр песни и строя, ставший в какое-то время забытым, мы несколько лет назад возродили вновь. И ни разу не пожалели. Данное мероприятие не просто является демонстрацией родов войск, но и, прежде всего, образцом дисциплинированности, единства коллектива, приобщает воспитанников к воинским традициям, воспитывает гражданственность и патриотизм.
Выставка детского творчества — это результат творческого труда воспитанников в кружковых объединениях и клубах выходного дня по итогам года. Проходит она ежегодно весной в декаду труда. В течение последних лет востребованы кружки: «Бисероплетение», «Вышивка крестом» (причем многие работы по вышивке выполнены мальчишками), «Модульное оригами», «Моделирование из бросового материала». На кружке «Рукодельница» девчонки и мальчишки осваивают навыки вязания и ковроткачества. Многие работы становятся не только экспонатами краевой выставки детского творчества, но и подарками гостям и спонсорам школы -интерната.
Дню Победы в нашей школе посвящены ряд традиционных мероприятий, одно из которых «Конкурс инсценированной военной песни». Данное мероприятие проходит у нас ежегодно последние 3 года. При подготовке к нему ребята знакомятся не только с песнями военных лет, их историей, но и погружаются в атмосферу военного времени, т. к. при обыгрывании важно отразить обстановку и дух того времени, передать настроение песни.
Традиционным является и участие наших ребят в празднике на площади поселка в день 9 Мая. Поздравление ветеранов войны и труда, возложение гирлянды памяти к памятнику воину- победителю, а так же участие в эстафете, посвященной памяти героя Советского Союза Забелина Г.А., нашего односельчанина – всё это неотъемлемая часть воспитания патриотизма, уважения к поколению освободителей.
Малые Олимпийские игры проходят у нас в школе ежегодно в мае. Участвуют все воспитанники школы-интерната, но в отличие от других мероприятий здесь необходимо проявить личные физические способности. Номинации могут варьироваться, но в основном это бег, прыжки в длину, прыжки в высоту, метание мяча.
Трудовое воспитание играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому помимо ежедневных упражнений в самообслуживающем и бытовом труде дети приобретают навыки хозяйственного и общественно- полезного труда.
Встречи спонсоров традиционными еще только становятся, т. к. в последние годы расширяется связь школы с представителями различных предприятий и организаций г. Читы, увеличивается количество людей, желающих помогать детям школы- интерната. Уже 2 года мы встречаем наших благодетелей в предновогодние дни, в день защиты детей, день Знаний. Эти встречи- не просто одаривание подарками и организация концертной программы, но и тесное общение, совместные игры и соревнования детей и спонсоров.
Традиционными данные мероприятия являются потому, что повторяется из года в год направленность мероприятия, его основная суть. Хотя, зная особенности воспитанников школы-интерната, во избежание повторяемости и однообразия каждый раз меняется тематика мероприятия.
Необходимые условия реализации.
Успех не только самого мероприятия, но, главное, положительное его влияние на каждого воспитанника во многом зависит от педагогов, от их собственного отношения к мероприятию, от их знаний особенностей личности каждого воспитанника, умения найти подход к каждому, заинтересовать, убедить, вовремя найти слова утешения или одобрения.
Важным условием также является сплочённая работа педагогов одной группы, их способность к взаимодействию, единство их требований.
Большинство мероприятий построено на конкурсной основе, поэтому очень важно предусмотреть поощрения для классного коллектива и отдельных воспитанников. Обязательно отметить тех, кто проявил себя в новом положительном качестве, кто сделал новое волевое усилие над собой.
Кроме того, интерес детей к мероприятию, его значимость для них и, как результат, полезность зависят не только от творческой подготовки воспитанников, но и от эстетической стороны мероприятия (костюмы, декорации, оформление). В этом направлении у нас в школе очень хорошо работают швейные мастерские. Под руководством учителей швейного дела в школе систематически пополняется костюмерная (в основном изготавливаются танцевальные костюмы, т.к. активно работает танцевальный кружок). В преддверии значимых праздников к данной работе во внеурочное время привлекаются все педагоги независимо от профиля деятельности, а также девочки из числа воспитанников.
Аналитическая деятельность занимает значительное место при планировании, подготовке мероприятия и подведении итогов его проведения. Разработанные нами бланки самоанализа помогают педагогам проанализировать свой вклад в успех данного мероприятия, изнутри увидеть недочёты и выстроить план дальнейшей работы с классом и отдельными воспитанниками.
Делая упор на организацию общешкольных мероприятий, мы не преследуем цель развить в детях мастерство танца, пения, вывести детей на большую сцену или в мир большого спорта. Хотелось бы воспитать в детях интерес к жизни, упорство и трудолюбие, уважение к окружающим, умение сострадать неудачам и радоваться достижениям других людей – всё то, что мы называем нравственными качествами человека.